Демпфирование колебаний рулевых поверхностей самолёта при включённых и выключенных гидросистемах

Авиационная техника


Авторы

Шумилов И. С.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1, Москва, 105005, Россия

Аннотация

При включенных гидросистемах демпфирование колебаний рулевых приводов определяет устойчивость движения рулевой поверхности. Это демпфирование обусловлено свойствами рулевого привода и рулевой поверхности. Демпфирующие свойства рулевой поверхности характеризуются силами трения в подшипниках навески рулевой поверхности и в конструкции рулевой поверхности при ее колебаниях. Гидроприводы имеют низкие демпфирующие свойства, дефицит которых постоянно ощущается при создании бустерных систем с заданными запасами устойчивости. Поэтому учет демпфирования колебаний собственно рулевой поверхности в общем балансе демпфирующих характеристик системы позволяет точнее оценить ее запасы устойчивости.

При выключении функциональных систем, в том числе и гидросистем, на стоянке самолета рулевые поверхности под действием ветровых возмущений могут перемещаться с определенной скоростью вплоть до механического упора. При остановке рулевой поверхности механическим упором возникает динамическое нагружение системы, которая суммируется с ветровой нагрузкой. Эта суммарная сила воздействует на все элементы системы управления рулями (СУР) и каркас и может привести к разрушению системы. В статье приводятся рекомендации по выбору необходимого демпфирования при включенных и выключенных гидросистемах, а также даны конструктивные решения, позволяющие обеспечить неюбходимое демпфирование колебаний рулей.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2020