Разработка методик расчета шестерённых насосов, обеспечивающих снижение их динамической нагруженности

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Белов Г. О.1*, Стадник Д. М.2**

1. «Салют», пос. Мехзавод, Московское шоссе, 20 км, Самара, 443028, Россия
2. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Московское шоссе, 34, Самара, 443086, Россия

*e-mail: glebbelov@mail.ru
**e-mail: sdm-63@bk.ru

Аннотация

Одним из основных источников виброакустических колебаний в аэрокосмических системах являются насосы, особенно это относится к шестеренным насосам. Для изменения конструкции насоса с целью снижения виброакустической нагруженности была создана численная модель с учетом всевозможных конструктивных особенностей насоса, а также различных процессов, в том числе кавитации. Адекватность разработанной модели подтверждена экспериментальным путём. Численное моделирование работы шестеренного насоса позволило разработать конструктивные мероприятия, направленные на решение поставленной задачи. Экспериментальная проверка предложенных мероприятий показала их большую эффективность.

Ключевые слова

пульсации давления, динамическая нагруженность, кавитационные процессы, запертый объем, разгрузочные канавки, перетечки

Библиографический список

  1. Хаустов А.И. Теоретическое исследование и испытание насосов нагнетательных систем летательных аппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2008. Т. 15. № 1. С. 70–76.

  2. Гаспаров М.С. Гидродинамика и виброакустика авиационных комбинированных насосных агрегатов: Дисс. ... к.т.н. – Самара, 2006. – 166 с.

  3. Клименко Д.В., Тимушев С.Ф., Корчинский В.В. Сравнительный анализ пульсаций давления в вариантах трубчатого направляющего аппарата шнекоцентробежного насоса жидкостных ракетных двигателей // Труды МАИ. 2015. № 82. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=58687

  4. Белов Г.О. Методика расчета насосов и компрессоров объемного типа, обеспечивающая снижение их динамической нагруженности // Технология колесных и гусеничных машин. 2015. № 2(18). С. 51–56.

  5. Белов Г.О., Крючков А.Н., Родионов Л.В. Снижение пульсаций подачи шестерённого насоса на основе математической модели гидродинамики запертого объёма // Судостроение. 2011. № 2(795). С. 36–38.

  6. Белов Г.О., Крючков А.Н., Родионов Л.В., Шахматов Е.В. Экспериментальное исследование влияния параметров разгрузочных канавок на пульсационное состояние шестерённого насоса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 4. С. 157–160.

  7. Белов Г.О., Крючков А.Н., Родионов Л.В., Шахматов Е.В. Математическая модель динамики работы запертого объёма шестерённого насоса с учетом движения подпятника // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 4. С. 151–156.

  8. Белов Г.О., Родионов Л.В., Будько М.В., Крючков А.Н., Шахматов Е.В. Разработка математической модели гидродинамики «запертого» объёма в шестерённом насосе // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2009. № 3(19). С. 189–193.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2023