Авиационная и ракетно-космическая техника
Авторы
*, , **, ***, , ****Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: novogorodtseve91@mail.ru
**e-mail: dmitriy.dugin@phystech.edu
***e-mail: aleksandr.krutov@tsagi.ru
****e-mail: evgeniy.pigusov@tsagi.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния формы внутренних и внешних обводов проточной мотогондолы аэродинамической модели магистрального самолета на аэродинамические характеристики данной модели. Цель работы – выбор варианта проточной мотогондолы для аэродинамической модели магистрального самолета, при котором аэродинамические характеристики данной модели будут наиболее близки к аэродинамическим характеристикам магистрального самолета в условиях полета с работающим турбореактивным двухконтурным двигателем.
Проведено численное моделирование обтекания исходного варианта компоновки магистрального самолета на режиме крейсерского полета с моделированием работы двигателя методом «активного диска». Затем выполнено численное моделирование обтекания компоновки магистрального самолета с различными вариантами исполнения проточных мотогондол. Для всех исследованных вариантов компоновки магистрального самолета определены аэродинамические характеристики, а именно: значения коэффициентов аэродинамического сопротивления, подъемной силы и аэродинамического качества. По результатам сравнения результатов численного моделирования определен вариант проточной мотогондолы, обеспечивающий значения аэродинамических характеристик компоновки, наиболее близкие к характеристикам, полученным для варианта с работающим двигателем.
Ключевые слова:
численное моделирование обтекания силовой установки магистрального самолета, мотогондола силовой установки магистрального самолета, турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД), коэффициент внешнего аэродинамического сопротивления, коэффициент подъемной силы, суммарное аэродинамическое качество, магистральный самолетБиблиографический список
-
Чернышев С.Л. (ред.) Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и на дальнейшую перспективу. – Жуковский: Изд-во ЦАГИ, 2014. – 280 с.
-
Иноземцев А.А., Сандрацкий В.Л. Газотурбинные двигатели. – Пермь: Изд-во Авиадвигатель, 2006. – 1204 с.
-
Савельев А.А. Расчетные исследования обтекания мотогондол гражданских самолетов с учетом ламинарно-турбулентного перехода и методика автоматизированного проектирования их формы: Дисс. ... канд. техн. наук. – Жуковский, 2019. – 118 с.
-
Лысенков А.В. Расчетные оценки влияния планера на аэродинамические характеристики двигателя магистрального самолета // Ученые записки ЦАГИ. 2023. Т. 54. № 1. С. 47–59.
-
Peters A., Spakovszky Z.S., Lord W.K., Rose B. Ultra-short nacelles for low fan pressure ratio propulsors // Journal of Turbomachinery. 2014. Vol. 137, No. 2: 021001. DOI: 10.1115/1.4028235
-
Savelyev A.A., Mikhaylov S. V., Zlenko N.A. Aerodynamic inlet design for civil aircraft nacelle // 29th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences (07-12 September 2014; St. Peterburg, Russia).
-
Tejero F., MacManus D.G., Matesanz-Garcia J. et al. Towards the Design and Optimisation of Future Compact Aero-Engines: Intake/Fancowl Trade-off Investigation // International Journal of Numerical Methods for Heat and Fluid Flow. 2023. Vol. 33. No. 4, pp. 1319-1335. DOI: 10.1108/HFF-06-2022-0366
-
von Geyr H., Rossow C. A Correct Thrust Determination Method for Turbine Powered Simulators in Wind Tunnel Testing // 41st AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit (10-13 July 2005; Tucson, Arizona). DOI: 10.2514/6.2005-3707
-
Campomanes C.S. External Flow Effects in the Engine/Airframe Integration Testing Technique: A New Thrust/Drag Bookkeeping Approach at the German-Dutch Wind Tunnels. Msc Thesis. Delft University of Technology, 2017.
-
Magrini A., Benini E., Yao H. et al. A review of installation effects of ultra-high bypass ratio engines // Progress in Aerospace Sciences. 2020. Vol. 119: 100680. DOI: 10.1016/j.paerosci.2020.100680
-
Garcia J.M., MacManus D., Tejero F. et al. Coupled propulsive and aerodynamic analysis of an installed ultra-high bypass ratio powerplant at high-speed and high-lift conditions // AIAA AVIATION Forum (12-16 June 2023; San Diego, CA and Online). DOI: 10.2514/6.2023-3466
-
Бюшгенс Г.С. (ред.) Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов: Учебник. – Москва – Пекин: Издательский отдел ЦАГИ; Авиаиздательство КНР, 1995. – 772 с.
-
Рейнольдс О. Динамическая теория движения несжимаемой вязкой жидкости и определение критерия // О. Рейнольдс. Проблемы турбулентности: Сборник переводных статей /под ред. М.А. Великанова и Н.Т. Швейковского. –.–Л.: ОНТИ, 1936. С. 135–227.
-
Гарбарук А.В., Стрелец М.Х., Шур М.Л. Моделирование турбулентности в расчетах сложных течений: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012.– 88 с.
-
Menter F.R. Zonal two equation k-ω turbulence models for aerodynamic flows // 23rd Fluid Dynamics, Plasmadynamics, and Lasers Conference (06-09 July 1993; Orlando, FL, USA). DOI: 10.2514/6.1993-2906
-
Пирогов С.Ю., Юрьев А.С., Типаев В.В., Махров А.С. Численное моделирование течения на входе в сверхзвуковой воздухозаборник внешнего сжатия при энергоподводе в набегающий сверхзвуковой поток // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 3. С. 154–159.
-
Новогородцев Е.В., Карпов Е.В., Колток Н.Г. Повышение характеристик пространственных нерегулируемых воздухозаборников внешнего сжатия на основе использования систем управления пограничным слоем // Вестник Московского авиационного института. 2021. Т. 28. № 4. С. 7–27. DOI: 10.34759/vst-2021-4-7-27
-
Новогородцев Е.В., Кажан В.Г., Колток Н.Г., Чанов М.Н. Расчетные исследования по выбору воздухозаборника силовой установки, размещенной в корневой части крыла магистрального самолета // Вестник Московского авиационного института. 2023. Т. 30. № 4. С. 7–18. URL: https://vestnikmai.ru/publications.php?ID=177602
-
Кажан Е.В., Коротков Ю.В., Лысенков А.В., Ореховский В.В., Архипов А.В. Аэродинамические характеристики пакета воздухозаборников на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа дозвукового самолета // Вестник Московского авиационного института. 2023. Т. 30. № 4. С. 34–45. URL: https://vestnikmai.ru/publications.php?ID=177605
-
Босняков С.М. Концепция программного продукта EWT-ЦАГИ и основные этапы ее развития // Труды ЦАГИ. Выпуск 2671. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2007. С. 3–19.
-
Власенко В.В. О математическом подходе и принципах построения численных методологий // Труды ЦАГИ. Выпуск 2671. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2007. С. 20–85.
-
Михайлов С.В. Принципы построения программного кода для решения задач аэродинамики и аэроакустики // Математическое моделирование. 2017. Т. 29. № 9. С. 49–61.
-
Бабулин А.А., Босняков С.М., Матяш С.В., Михайлов С.В. Оценка точности результатов расчетов с применением EWT // Труды ЦАГИ. Выпуск 2671. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2007. С. 126–142.
-
Босняков С.М., Власенко В.В., Енгулатова М.Ф. и др. Промышленные солверы пакета EWT-ЦАГИ и их верификация на серии стандартных тестов // Труды ЦАГИ. Выпуск 2735. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2015. С. 50–89.
-
Wilcox D.C. Turbulence Modeling for CFD. - DCW Industries, Inc., 3rd ed. 2006. - 522 p.
-
Блищ В.Г. О внешних и внутренних аэродинамических силах и моментах летательных аппаратов с ВРД и их моделей при ненулевых углах атаки и скольжения // Труды ЦАГИ. Выпуск 2328. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 1987. – 16 с.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |