Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2019-4-134-143
Авторы
*, **Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ, ул. Карла Маркса, 10, Казань, 420111, Россия
*e-mail: varsegov@gmail.com
**e-mail: Kuragorony@gmail.com
Аннотация
Проведена оптимизация геометрии лопаток диффузоров клиновидной формы центробежного компрессора (ЦБК), влияющей на коэффициент потери полного давления ξ и коэффициент восстановления статического давления Ср в диффузоре при разных углах входа α3Л. Основной акцент сделан на исследовании течения рабочего тела в межлопаточных каналах диффузора и влияния геометрии клиновидного диффузора на эффективность центробежного компрессора при разных углах на входе лопаток диффузора на основе численного анализа. В статье представлены также результаты численного исследования проточной части компрессора, т.е. совместной работы рабочего колеса (РК) с диффузором для оценки качества геометрии и работы диффузора с целью повышения эффективности компрессора. Проектирование узлов центробежного компрессора осуществлено с помощью программных пакетов Ansys Workbench (Vista CCD, Fluid flow CFX) и Solidworks для профилирования лопаток диффузора.
Ключевые слова
малоразмерный ТРД, диффузор, центробежный компрессор, оптимизация геометрии, коэффициент потери полного давления, коэффициент восстановления полного давленияБиблиографический список
-
Чумаков Ю.А. Газодинамический расчет центробежных компрессоров транспортных газотурбинных и комбинированных двигателей: Учебное пособие. – М.: МГТУ МАМИ, 2009. – 72 с.
-
Осипов И.В., Ремчуков С.С. Малоразмерный газотурбинный двигатель со свободной турбиной и теплообменником системы регенерации тепла в классе мощности 200 л.с. // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 2. С. 81-90.
-
Щербаков М.А., Юн А.А., Марчуков ЕЮ., Крылов Б.А. Применение современных пакетов вычислительной гидродинамики в расчете выходного устройства воздушно-реактивного двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2010. Т. 17. № 5. С. 116-120.
-
Щербаков М.А., Юн А.А., Крылов Б.А. Сравнительный анализ моделей турбулентности с использованием научного кода «Fastest-SD» и коммерческого пакета ANSYS CFX // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 5. С. 116-122.
-
Ша М, Агульник А.Б., Яковлев А.А. Влияние расчетной сетки при математическом моделировании натекания дозвукового потока на профиль перспективной лопатки с отклоняемой задней кромкой в трехмерной постановке // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 4. С. 110–121.
-
Костюков В.М., Чан К.Д. Обоснование модели турбулентности для расчета параметров обтекания и аэродинамических характеристик пассажирского самолета // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 1. С. 14-20.
-
Нестеренко В.В. Основные принципы методики комплексной оптимизации облика и параметров узлов горячей части современных и перспективных ТВГТД // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 6. С. 82-92.
-
Батурин О.В. Конспекты лекций по учебной дисциплине «Теория и расчет лопаточных машин»: Учебное пособие. – Самара: СГАУ, 2011. – 241 с.
-
Денисов М.А. Математическое моделирование теплофизических процессов. ANSYS и САЕ-проектирование: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, – 149 с.
-
Милешин В.И., Семёнкин В.Г. Расчетное исследование влияния числа Рейнольдса на характеристики первой типовой ступени компрессора высокого давления // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 86-98.
-
Ржавин Ю.А., Емин О.Н., Карасев В.Н. Лопаточные машины двигателей летательных машин. Теория и расчет: Учебное пособие. – М.: МАИ-ПРИНТ, 2008. – 700 с.
-
Гусаров С.А. Оценка канальных потерь в решетках осевых малоразмерных турбин // Труды МАИ. № 53. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=29397
-
Гарбарук А.В., Стрелец М.Х., Шур М.Л. Моделирование турбулентности в расчетах сложных течений: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Политехнического института, 2012. – 88 с.
-
Ледовская Н.Н. Управление отрывом потока в диффузионных каналах. Экспериментальное исследование: Дисс. ... канд. техн. наук. – М., 2004. – 156 с.
-
Белоусов А.Н., Мусаткин Н.Ф., Радько В.М., Кузьмичев В.С. Проектный термогазодинамический расчет основных параметров авиационных лопаточных машин. – Самара: Самарский аэрокосмический университет, 2006. – 316 с.
-
Кузнецов Е.Н., Лунин В.Ю., Панюшкин А.В., Чернышёв И.Л. Границы безотрывного обтекания тел вращения с носовой частью в виде полукаверны Рябушинского // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 7-15.
-
Иванов И.Э., Крюков И.А. Численное исследование турбулентных течений с ограниченным и свободным отрывом в профилированных соплах // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 7. С. 23-30.
-
Крюков И.А. Расчет сверхзвуковых турбулентных течений // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 2. С. 101-108.
-
Bonaiuti D, Arnone A., Ermini M, Baldassarre L. Analysis and Optimization of Transonic Centrifugal Compressor Impellers Using the Design of Experiments Technique // Journal of Turbomachinery. 2006. Vol. 128. No. 4, pp. 786-797. DOI: 10.1115/1.1579507
-
Tamaki H, Nakao H, Saito M. The Experimental Study of Matching Between Centrifugal Compressor Impeller and Diffuser ASME // Journal of Turbomachinery. 1999. Vol. 121. No. 1, pp. 113-118. DOI: 10.1115/1.2841218
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |