Подход к определению вероятности достижения заданных летно-технических характеристик и учет факторов рисков при формировании облика самолета

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


DOI: 10.34759/vst-2021-2-85-95

Авторы

Клягин В. А.*, Лаушин Д. А.**

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

*e-mail: kliagin@mail.ru
**e-mail: laushin.d@yandex.ru

Аннотация

Учет рисков создания авиационного комплекса (АК) является необходимым элементом при сравнении вариантов АК, а также при оценке реализации программы в целом. Как правило, на предварительном этапе проектирования рассматриваются несколько вариантов АК с различными вариантами объемно-весовой и аэродинамической компоновки, аэродинамической схемы, силовой установки. Каждому варианту АК свойственны свои прогнозируемые отклонения факторов риска, которые приводят к соответствующим отклонениям летно-технических характеристик, при этом необходимо количественно оценить риск невыполнения тактико-технического задания в части летно-технических характеристик. Описанный в статье подход позволяет комплексно сравнивать варианты АК на начальных этапах проектирования.

Ключевые слова:

неопределенность, факторы риска, летно-технические характеристики, предварительное проектирование самолета

Библиографический список

  1. Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука, 2017. — 480 с.

  2. Барковский В.И., Скопец Г.М., Степанов В.Д. Методология формирования технического облика экспортно ориентированных авиационных комплексов. — М.: Физматлит, 2008. — 244 с.

  3. Скопец Г.М. Внешнее проектирование авиационных комплексов. Методологические аспекты. — М.: Ленанд, 2017. — 344 с.

  4. Платунов В.С. Методология системных военно-научных исследований авиационных комплексов. — М.: Дельта, 2005. — 344 с.

  5. Комаров А.В., Петров А.Н., Сартори А.В. Модель комплексной оценки технологической готовности инновационных научно-технологических проектов // Экономика науки. 2018. Т. 4. № 1. С. 47–57. DOI: 10.22394/2410-132X-2017-4-1-47-57

  6. Петров А.Н.,Сартори А.В., Филимонов А.В. Комплексная оценка состояния научно-технических проектов через уровень готовности технологий // Экономика науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 244-260. DOI: 10.22394/2410-132x-2016-2-4-244-260

  7. Мантуров Д.В., Калачанов В.Д., Клочков В.В. Методический подход к обеспечению реализуемости авиастроительных программ // Организатор производства. 2012. № 1. С. 49-53.

  8. Проценко Е.В. Методика оценки рисков инновационных проектов научно-производственного предприятия авиационного машиностроения // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 3. С. 200-207.

  9. Фомкина В.И., Шатловская К.В. Анализ и оценка инвестиционных рисков авиационных предприятий // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 1. С. 180-187.

  10. ISO 16290:2013. Space systems — Definition of the Technology Readiness Levels (TRLs) and their criteria of assessment. URL: https://www.iso.org/standard/56064.html

  11. Денисов В.Е., Исаев В.К., Рябов А.М., Шкадов Л.М. Статистическая оценка характеристик проектируемого самолета с помощью метода Монте-Карло // Ученые записки ЦАГИ. 1973. Т. IV. № 2. С. 137–142.

  12. Ravachol M., Deremeaux Y., Dinh Q.V., Herbin E. Uncertainties at the conceptual stage: Multilevel multidisciplinary design and optimization approach // 26th International Congress of the Aeronautical Sciences ICAS-2008 (14-19 September 2008; Anchorage, Alaska).

  13. Pfeiffer T., Moerland E., Böhnke D., Nagel B., Gollnick V. Aircraft configuration analysis using a low-fidelity, physics based aerospace framework under uncertainty considerations // 29th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences ICAS 2014 (7-12 September 2014; St. Peterburg, Russia).

  14. Neufeld D., Chung J., Behdinan K. Aircraft Conceptual Design Optimization with Uncertain Contributing Analyses // AIAA Modeling and Simulation Technologies Conference (10–13 August 2009; Chicago, Illinois). DOI: 10.2514/6.2009-6237

  15. Kirby M.R., Mavris D.N. Forecasting Technology Uncertainty in Preliminary Aircraft Design // AIAA, World Aviation Conference (19-21 October 1999; San Francisco, CA). DOI:10.4271/1999-01-5631

  16. Mavris D.N., DeLaurentis D.A. A Stochastic Design Approach for Aircraft Affordability // 21st Congress of the International Council on the Aeronautical Sciences ICAS (September 1998. Melbourne, Australia). URI: http://hdl.handle.net/1853/6278

  17. Hosseini M., Nosratollahi M., Sadati H. Multidisciplinary Design Optimization of UAV under Uncertainty // Journal of Aerospace Technology and Management. 2017. Vol. 9. No. 2, pp. 169-178. DOI: 10.5028/jatm.v9i2.725

  18. Mavris D.N., DeLaurentis D.A., Soban D.S. Probabilistic Assessment of Handling Qualities Characteristics in Preliminary Aircraft Design // 36th AIAA Aerospace Sciences Meeting and Exhibit (12-15 January 1998; Reno, NV, U.S.A.). DOI: 10.2514/6.1998-492

  19. Campbell A., Cheng A. Uncertainty Limits for an Aircraft-Based Runway Friction Assessment Method. — Aviation Research Division FAA William J. Hughes Technical CenterAtlantic City, USA, 2016. URI: http://www.icrat.org/icrat/seminarContent/2016/papers/51/ICRAT_2016_paper_51.pdf

  20. Mavris D.N., DeLaurentis D.A. A Stochastic Design Approach for Aircraft Affordability // 21st Congress of the International Council on the Aeronautical Sciences ICAS (September 1998; Melbourne, Australia). GA 30332-0150, 1998. URI: http://hdl.handle.net/1853/6278

  21. DeLaurentis D.A., Mavris D.N., Schrage D.P. Schrage System Synthesis in Preliminary Aircraft Design Using Statistical Methods // 20th International Council of the Aeronautical Sciences (ICAS) Congress (8-13 September 1996; Sorrento, Italy). URI: http://hdl.handle.net/1853/6282

  22. Veresnikov G.S., Pankova L.A., Pronina V.A. et al. Determining maneuverable aircraft parameters in preliminary design under conditions of uncertainty // 21st International Conference on Knowledge Based and Intelligent Information & Engineering Systems KES-2017 (6-8 September 2017; Marseille, France). DOI: 10.1016/j.procs.2017.08.143

  23. Журавлев П.В. Проектирование пассажирских самолетов с учетом факторов неопределенности их функционирования в составе парка // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 3. С. 5-14.

  24. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. — М.: Наука, 1969. —576 с.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024