Повышение эффективности централизованных систем пожаротушения самолета

Авиационная и ракетно-космическая техника

2023. Т. 30. № 1. С. 98-106.

DOI: 10.34759/vst-2023-1-98-106

Авторы

Агеев А. Г.*, Галанова А. П.**

АО «Туполев», наб. Академика Туполева, 17, Москва, 105005, Россия

*e-mail: snaker-tema@mail.ru
**e-mail: naiagalanova@gmail.com

Аннотация

Исследуются подходы к выбору очередей пожаротушения с точки зрения создания наиболее эффективных условий для тушения пожара в каждом пожароопасном отсеке летательного аппарата.

Установлено, что на большинстве современных самолетов используются централизованные системы пожаротушения баллонного типа, при этом огнетушители изначально разделены на последовательно срабатывающие очереди пожаротушения в составе нескольких баллонов независимо от того, в каком отсеке произошло возгорание.

Численным методом проведен расчет гидравлических потерь и найдены создаваемые средние давления на выходах из отверстий распылительных коллекторов в пожароопасных отсеках самолета.

Разработан принципиально новый, комбинаторный подход к выбору очередей пожаротушения, позволяющий повысить эффективность системы пожарной защиты при возникновении пожара в отсеках самолета и отвечающий последним тенденциям развития цифровых систем противопожарной автоматики.

В рамках комбинаторного подхода разработан алгоритм формирования очередей пожаротушения, имеющий адаптивный характер, при котором комбинация огнетушителей может меняться с учетом возможных утечек в баллонах, что повышает отказобезопасность и надежность системы.

Ключевые слова:

система пожаротушения самолета, огнетушитель, пожароопасный отсек, гидравлические потери, комбинаторный анализ, очередь пожаротушения

Библиографический список

  1. Convention of International Civil Aviation — Doc 7300. Annex 6 — Operation of Aircraft. Part 1, International Commercial Air Transport — Aeroplanes. — Eleventh Edition, 2018. — 292 p.
  2. Межгосударственный авиационный комитет. Авиационные Правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. — 6-е издание с поправками 1–9. — М.: Авиаиздат, 2020. — 328 с.
  3. Мешман Л.М., Цариченко С.Г., Былинкин В.А. и др. Проектирование водяных и пенных автоматических установок пожаротушения. — М.: ВНИИПО МЧС РФ, 2002. — 413 с.
  4. Болотин Е.Т., Мажара И.И., Пестмаль Н.Ф. Проектирование установок автоматического пожаротушения: Учебник. — М: Академия ГПС МЧС России, 2007. — 298 с.
  5. Карпышев А.В. Высокоэффективные установки пожаротушения тонкораспыленной водой на основе аэрокосмических технологий // Вестник Московского авиационного института. 2005. Т. 12. № 2. С. 145–148.
  6. Лужецкий В.К. Противопожарная защита самолетов гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1987. — 144 с.
  7. Sham H. Fire Protection: Engines and Auxiliary Power Units // Boeing. 2010. No. 4, 32 p.
  8. Hipsher C., Ferguson D.E. Fire Protection: Cargo Compartments // Boeing. No. 2, 32 p.
  9. Тихонов А.Н. Противопожарная система самолета А320. Система кондиционирования воздуха самолета А320. — Самара: СГАУ, 2013. — 590 с.
  10. Beall K., Grosshandler W., Luck H. New approaches to aircraft fire protection // 12th International Conference on Automatic Fire Detection (25–28 March 2001; Maryland, USA). URL: http://www.khayma.com/jordanfirenet/info_center/Aircraft_Fire_Protection.pdf
  11. Мещерякова Т.П. Проектирование систем защиты самолетов и вертолетов: Учебное пособие. — М.: Машиностроение, 1977. — 232 с.
  12. Волошин Ф.А., Кузнецов А.Н. Покровский В.Я., Соловьев А.Я. Самолет Ту-154. Конструкция и техническое обслуживание. — Книга 2. — М.: Машиностроение, 1976. — 250 с.
  13. Андреев В.А., Борисов В.Д., Климов В.Т. и др. Внимание: газы. Криогенное топливо для авиации. — М.: Московский рабочий, 2001. — 224 с.
  14. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Виленкин П.А. Комбинаторика. — М.: ФИМА, МЦНМО, 2006. — 400 с.
  15. Некрасов Б.Б. Гидравлика и ее применение на летательных аппаратах: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1967. — 368 с.
  16. Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 672 с.
  17. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник. — 2-е изд., перераб. — М.: Машиностроение, 1982. — 423 с.
  18. Матвеенко А.М., Чаплыгин В.Я. Исследование течения жидкости в несимметричных гидравлических каналах // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 1. С. 58–64.
  19. Краев В.М. Физическая модель гидродинамически нестационарного турбулентного потока // Вестник Московского авиационного института. 2007. Т. 14. № С. 48–51.
  20. Лобанов И.Е., Низовитин А.А., Флейтлих Б.Б. Математическое моделирование предельного изотермического гидравлического сопротивления в условиях интенсификации теплообмена за счет турбулизации потока в шероховатых трубах малого диаметра // Вестник Московского авиационного института. Т. 17. № 5. С. 105–110.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024