Исследования адаптивной механизации задней кромки крыла магистрального самолета

Авиационная и ракетно-космическая техника


Авторы

Курилов В. Б.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

Аннотация

Проведены расчетно-экспериментальные исследования с целью определения особенностей поведения аэродинамических характеристик механизированного профиля крыла магистрального самолета с адаптивной механизацией задней кромки. Рассматривались конфигурации с механизацией задней кромки крыла в виде простого поворотного закрылка, закрылка Фаулера, а также поворотного закрылка с отклоняемым вниз интерцептором. Исследовано влияние поворотного закрылка в комбинации с отклоняемым интерцептором на аэродинамические характеристики профиля. Показано, что применение поворотного закрылка с отклоняемым интерцептором позволяет добиться сохранения несущих свойств профиля при одновременном упрощении кинематики выдвижения. Определены рациональные сочетания углов отклонения поворотного закрылка и интерцептора. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании механизации задней кромки крыла перспективных пассажирских самолетов.

Ключевые слова:

механизация задней кромки крыла, поворотный закрылок, интерцептор, механизированный профиль крыла, аэродинамические характеристики профиля

Библиографический список

  1. Волков А.В., Ляпунов С.В. Метод расчета вязкого отрывного обтекания систем крыловых профилей // Ученые записки ЦАГИ. 1988. Т. XXIX. № 3–4. С. 7–29.

  2. Rumsey C.L., Ying S.X. Prediction of high lift: review of present CFD capability // Progress in Aerospace Science. 2002. Vol. 38. No. 2, pp. 145-180. DOI: 10.1016/S0376-0421(02)00003-9

  3. Schindler K., Reckzeh D., Scholz U., Grimminger A. Aerodynamic design of high-lift devices for civil transport aircraft using RANS CFD // 28th AIAA Applied Aerodynamics Conference (28 June – 01 July 2010; Reno, Nevada). AIAA 2010-4946. DOI: 10.2514/6.2010-4946

  4. Волков А.В., Губанова М.А., Михайлов Ю.С. и др. Исследования возможностей современных программных пакетов для расчета аэродинамических характеристик многозвенных профилей // Аэродинамика летательных аппаратов: сборник трудов XX школы-семинара (26–27 февраля 2009; п. Володарского). Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2009. С. 45.

  5. Rudolph P. High-Lift Systems on Commercial Subsonic Airliners. NASA Contractor Report 4746, 1996, 150 p.

  6. Van Dam C.P. The aerodynamic design of multi-element high-lift systems for transport airplanes // Progress in Aerospace Science. 2002. Vol. 38. No. 2, pp. 101-144. DOI: 10.1016/S0376-0421(02)00002-7

  7. Nelson T. 787 Systems and Performance. Flight Operations Engineering Boeing Commercial Airplanes. 2009. URL: https://myhres.com/Boeing-787-Systems-and-Performance.pdf

  8. Reckzeh D. Multifunctional wing moveables: design of the A350XBW and the way to future concepts // 29th Congress of the ICAS (07-12 September 2014; St. Petersburg, Russia).

  9. Михайлов Ю.С., Степанов Ю.Г., Хозяинова Г.В. Применение адаптивной механизации для уменьшения сопротивления профилей и крыльев на околозвуковых скоростях // Труды ЦАГИ. Выпуск 2462. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 1990. С. 3–21.

  10. Степанов Ю.Г. Экспериментальное исследование эффективности адаптивной взлетно-посадочной механизации на прямоугольном крыле с предкрылком и многощелевым закрылком // Труды ЦАГИ. Выпуск 2460. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 1989. С. 3–15.

  11. Петров А.В., Степанов Ю.Г., Юдин Г.А. Аэродинамика взлетно-посадочной механизации крыла // ЦАГИ – основные этапы научной деятельности 1968–1993: Обзор. М.: Физматлит, 1996. С. 49–59.

  12. Михайлов Ю.С. Сокращение дистанций взлета и посадки региональных самолетов // Материалы XXXIII Научно-технической конференции по аэродинамике (15–16 декабря 2022; Жуковский): Сборник тезисов. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2022. С. 82–83.

  13. Кажан А.В., Михайлов Ю.С., Скворцов Е.Б., Слитинская А.Ю. Исследование взлетно-посадочной адаптивной механизации крыла ДМС с интегрированной силовой установкой // Материалы XXVIII Научно-технической конференции по аэродинамике (20–21 апреля 2017; п. Володарского): сборник тезисов. – Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2017. С. 135.

  14. Menter F.R. Review of the shear-stress transport turbulence model experience from an industrial perspective // International Journal of Computational Fluid Dynamics. 2009. Vol. 23. No. 4, pp. 305-316. DOI: 10.1080/10618560902773387

  15. Щербаков М.А., Юн А.А., Крылов Б.А. Сравнительный анализ моделей турбулентности с использованием научного кода «Fastest-SD» и коммерческого пакета ANSYS CFX // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 5. С. 116–122. URL: https://vestnikmai.ru/publications.php?ID=12356

  16. Курилов В.Б. Универсальная тематическая трансформируемая модель механизированного крыла для перспективных ЛА // Материалы XXV научно-технической конференции по аэродинамике (27–28 февраля 2014; п. Володарского): Сборник тезисов. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2014. С. 161–162.

  17. Гарифуллин М.Ф., Корнеева Д.Б., Курилов В.Б. и др. Пульсации потока в ближнем следе за стреловидным крылом при малых дозвуковых скоростях // Труды ЦАГИ. Выпуск 2772. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 2018. 28 с.

  18. Strüber H. The aerodynamic design of the A350 XWB-900 high lift system // 29th Congress of the ICAS (7-12 September 2014; St. Petersburg, Russia).

  19. Bragin N.N., Garifullin M.F., Skomorokhov S.I. et al. The Study of Adaptive High-Lift Devices Efficiency and Unsteady Flow Conditions on a Trailing Edge of Swept Wing Section // International Conference on the Methods of Aerophysical Research (ICMAR, 13–19 August 2018; Novosibirsk, Russia). Vol. 2027. No. 1: 030114 p. 234. DOI: 10.1063/1.5065208

  20. Курилов В.Б., Слитинская А.Ю., Цыганов А.П. и др. Исследования по определению оптимальных положений элементов адаптивной механизации задней кромки крыла пассажирского самолета // Волны и вихри в сложных средах: сборник тезисов 13-й международной конференции – школы молодых ученых (30 ноября – 02 декабря 2022; Москва). – М.: ИСПО-принт, 2022. С. 38–39.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024