Параметрическая доводка вспомогательной силовой установки с помощью программного комплекса термогазодинамических расчетов ThermoGTE

Авиационная и ракетно-космическая техника

2024. Т. 31. № 2. С. 108-115.

Авторы

Лещенко И. А.1*, Вовк М. Ю.2**, Горшков А. Ю.2***, Даничев А. В.2****

1. Объединенная двигателестроителъная корпорация «Сатурн», проспект Ленина, 163, Рыбинск, Ярославская область, 152903, Россия
2. Опытно-конструкторское бюро им. А. Люльки, филиал ОДК-Уфимского моторостроительного производственного объединения, ОКБ им. А. Люльки, ул. Касаткина, 13, Москва, 129301, Россия

*e-mail: igor.leschenko@yandex.ru
**e-mail: mihail.vovk@okb.umpo.ru
***e-mail: gorshkovrabota@gmail.com
****e-mail: Danichev@mail.ru

Аннотация

Представлен пример параметрической доводки вспомогательной силовой установки с применением современного комплекса термогазодинамических расчетов ThermoGTE. Описаны этапы формирования математической модели вспомогательной силовой установки и дальнейшее решение научно-технической задачи определения требуемых значений расхода воздуха и частоты вращения ротора с целью выполнения требований ТЗ.

Ключевые слова:

параметрическая доводка ВСУ, идентификация математической модели ГТД, тремогазодинамический расчет ВСУ в ThermoGTE, поправочный коэффициент к характеристикам узлов математической модели ВСУ, термогазодинамическая оптимизация ВСУ

Библиографический список

  1. Вовк М.Ю., Лещенко И.А., Даничев А.В., Горшков А.Ю. Решение задачи идентификации математической модели и оптимизации параметров вспомогательной силовой установки с помощью программного комплекса ThermoGTE // Международная научно-техническая конференция по авиационным двигателям ICAM’2020 (18–21 мая 2021): сборник тезисов. М.: ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2020. Т. 1. С. 228–231.
  2. Кривошеев И.А., Ахмедзянов Д.А., Годованюк А.Г. Стенды полунатурного моделирования ГТД и их САУ // Молодой ученый. 2011. Т. 1. № 3(26). С. 39–41.
  3. Епифанов С.В., Кононыхин Е.А. Синтез и анализ перспективной САУ ГТД // Авиационно-космическая техника и технология. 2013. № 10. С. 82–86.
  4. Мухамедов Р.Р. Математические модели ГТД // Молодежный Вестник УГАТУ. 2014. № 1(10). С. 35–43.
  5. Килин Г.А., Один К.А., Кавалеров Б.В. Программный комплекс для получения математических моделей газотурбинных электростанций // Системы управления и информационные технологии. 2015. № 1.1 (59). С. 145-148.
  6. Единая система расчетов ВРД, http://thermogte.ru/news/edinaja_sistema_raschjotov_vrd/2020-02-25-41
  7. РТМ 1677-83. Двигатели авиационные газотурбинные. Метод и программы расчета термодинамических параметров воздуха и продуктов сгорания углеводородных топлив. – М.: ЦИАМ, 1983. – 92 с. URL: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/ost/244/info/47340
  8. Черкез А.Я. Инженерные расчеты газотурбинных двигателей методом малых отклонений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1975. - 380 с.
  9. Федоров Р.М. Характеристики осевых компрессоров. – Воронеж: Научная книга, 2015. – 220 с.
  10. Курлыков В.А., Ахмедзянов А.М. Идентификация математических моделей авиационных ГТД с использованием методов нелинейной оптимизации // Испытания авиационных двигателей: Межвузовский научный сборник. Выпуск № 7. – Уфа: УГАТУ, 2017. С. 85–89.
  11. Боровик В.О., Таран Е.М. Анализ результатов испытаний ГТД с использованием математических моделей и методов математической статистики // Испытания авиационных двигателей: Межвузовский научный сборник. Выпуск № 6. Уфа: УГАТУ, 2014. С. 3–12.
  12. Egorov I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A. Optimal design and control of gas-turbine engine components: a multicriteria approach // Aircraft Engineering and Aerospace Technology. 1997. Vol. 69. No. 6, pp. 518-526. DOI: 10.1108/00022669710185977
  13. Марчуков Е.Ю., Вовк М.Ю., Кулалаев В.В. Анализ технического облика энергетических систем методами математической статистики // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 4. С. 156–165. DOI: 10.34759/vst-2019-4-156-165
  14. Кривошеев И.А., Иванова О.Н., Горюнов И.М. Использование средств имитационного сетевого моделирования ГТД на этапе идентификации моделей по результатам испытаний // Вестник УГАТУ. 2005. Т. 6. № 1(12). С. 65–75.
  15. Склярова А.П., Горбунов А.А., Зиненков Ю.В., Агульник А.Б., Вовк М.Ю. Поиск оптимальной силовой установки для повышения эффективности маневренного самолёта // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 4. С. 181–191. DOI: 10.34759/vst-2020-4-181-191
  16. Григорьев В.А., Кузнецов С.П., Гишваров А.С. Испытания авиационных двигателей. — М.: Машиностроение, 2009. – 504 с.
  17. Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. – 2-е изд., испр. – М.: Машиностроение, 2003. – Кн. 1, 614 c.
  18. Кавалеров Б.В., Килин Г.А., Бахирев И.В. Алгоритм поиска нелинейной модели ГТУ для привода ГПА // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2014. № 2. С. 133–136.
  19. Цховребов М.М., Эзрохи Ю.А., Дрыгин А.С. Применение идентифицированной математической модели газотурбинного двигателя для анализа результатов испытаний // Авиационные двигатели и силовые установки: Сборник статей. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2010. С. 153–159.
  20. Кофман В.М. Метод параметрической идентификации математических моделей ГТД на установившихся режимах работы // Вестник УГАТУ. 2009. Т. 13. № 1(34). С. 57–65.
  21. Таран Е.М. Универсальный метод согласования математической модели ГТД с результатами испытаний // Испытания авиационных двигателей: межвузовский научный сборник № 14. Уфа: Изд-во УАИ, 1986. С. 63–70.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024