
Авиационная и ракетно-космическая техника
2025. Т. 32. № 1. С. 26-33.
Авторы
, *Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), МФТИ, Институтский пер., 9, Долгопрудный, Московская облаcть, 141701, Россия
*e-mail: yetun53@gmail.com
Аннотация
Приведены результаты численных исследований применения пассивного способа управления обтеканием адаптивного крыла при помощи профилированных проточных каналов, расположенных дискретно вдоль носовой части закрылка. Показано, что представленный пассивный способ управления эффективен как на крейсерском режиме полета, так и на взлетном режиме с отклоненным закрылком.
Ключевые слова:
профиль с закрылком, пассивный способ управления обтеканием, выдув струи, аэродинамические характеристики крыла с пассивным выдувом на закрылок, CFD-методыБиблиографический список
- Нормы летной годности самолетов транспортной категории НЛГ 25 (Часть 25). М.: Федеральное Агентство воздушного транспорта, 2022. 355 с.
- Брутян М.А., Потапчик А.В., Раздобарин А.М. и др. Влияние струйных вихрегенераторов на взлетно-посадочные характеристики крыла с предкрылком // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 1. С. 19–26.
- Губский В.В. Применение адаптивной механизации на легком транспортном самолете // Труды МАИ. 2013. № 68. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=41737
- Brunet V., Dandois J., Verbeke C. Recent onera flow control research on higher-lift configurations // Aerospace Lab. 2013. No. 6, pp. 1–12. URL: https://hal.science/hal-01184627v1
- Брутян М.А. Задачи управления течением жидкости и газа. М.: Наука, 2015. 271 с.
- Петров А.В. Энергетические методы увеличения подъемной силы крыла. М.: Физматлит, 2011. 402 с.
- Моторин Е.В., Назаров Д.В. Влияние параметров выдуваемой плоской струи на аэродинамические характеристики профиля // Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXIV Всероссийского семинара (17–18 июня 2021; Самара). Самара: Изд-во Самарcкого университета, 2022. С. 113–116.
- Павленко О.В., Петров А.В., Пигусов Е.А. Исследования обтекания высоконесущего крылового профиля с комбинированной энергетической системой увеличения подъемной силы крыла // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 4. С. 7–20. DOI: 10.34759/vst-2020-4-7-20
- Павленко О.В., Пигусов Е.А. Численное исследование особенностей обтекания отсека крыла с системой тангенциального выдува струи на закрылок // Автоматизация. Современные технологии. 2018. Т. 72. № 4. С. 166–171.
- Власов В.А., Жулев Ю.Г., Наливайко А.Г. Исследование интерференции струи с поверхностью крыла // Ученые записки ЦАГИ. 2001. Т. XXXII, № 1-2. С. 83–89.
- Konig J., Hansen H., Coustols E. et al. New technologies in low speed aerodynamics wind tunnel and flight test demonstrated in AWIATOR // European Congress on Computational Methods in Applied Sciences and Engineering (ECCOMAS’2004; 24–28 July, 2004; Jyvaskyla), p. 953.
- Abbas F., Mahmood F., Бабенко В.B. и др. Влияние генераторов вихрей на аэродинамические характеристики модели самолета «АЭРОПРАКТ А-20» // Прикладна гiдромеханiка. 2012. Т. 14. № 4. С. 47–58.
- Meunier M., Brunet V. High-Lift Devices Performance Enhancement Using Mechanical and Air-Jet Vortex Generators // Journal of Aircraft. 2008. Vol. 45. No. 6, pp. 2049–2061. DOI: 10.2514/1.36836
- Součková N., Kuklova J., Popelka L. et al. Visualization of flow separation and control by vortex generators on an single flap in landing configuration // The European Physical Journal Conferences. 2012. 25:02026. DOI: 10.1051/epjconf/20122502026
- Брутян М.А., Волков А.В., Вышинский В.В. и др. Модификация формы генератора вихрей с целью повышения его эффективности // Ученые записки ЦАГИ. 2023. Т. LIV. № 1. С. 20–27.
- Жулев Ю.Г., Иншаков С.И., Макаров В.И. и др. Возможности использования пристенных струй для управления обтеканием крыльев в широком диапазоне углов атаки // Ученые записки ЦАГИ. 1995. Т. XXVI. № 1-2. С. 59–64.
- Lawford J.А., Foster D.N. Low-speed wind-tunnel tests оn а wing section with plain leading- and trailing-edge flaps having boundary-layer control bу blowing. Aeronautical Research Council Reports & Memoranda No. 3639, 1969. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1970.
- Петров АВ., Шеломовская В.В. Метод расчета коэффициента импульса струи, потребного для ликвидации отрыва потока на профиле крыла // Труды ЦАГИ. Выпуск 1977. Жуковский: Издательский отдел ЦАГИ, 1979. 30 с.
- Phelps A.E. Aerodynamics of Upper-Surface Blown Flap // STOL Technology Conference, NASA SP-320, 1972, pp. 97-110.
- Брутян М.А., Йе Хтун, Павленко О.В. Влияние влажности на взлетно-посадочные характеристики профиля крыла // Труды МФТИ. 2024. Т. 16. № 1. С. 112-118.
- Брутян М.А., Йе Х., Павленко О.В. Численное исследование особенностей обтекания механизированного профиля крыла на взлетно-посадочных режимах полета во влажном воздухе // Вестник Московского авиационного института. 2024. Т. 31. № 3. С. 7–13. URL: https://vestnikmai.ru/publications.php?ID=182553
- Shih T.H., Liou W.W., Shabbir A. et al. New k-e Eddy-Viscosity Model for High Reynolds Number Turbulent Flows - Model Development and Validation // Computers Fluids. 1995. Vol. 24. No. 3, pp. 227238.
- Wolfshtein M. The Velocity and Temperature Distribution in One-Dimensional Flow with Turbulence Augmentation and Pressure Gradient // International Journal of Heat and Mass Transfer. 1969. Vol. 12. No. 3, pp. 301-318.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2025 |