Исследование индивидуальных особенностей управляющих действий лётчиков в процессе посадки на основе нейросетевых моделей

Авиационная и ракетно-космическая техника

Авиационная техника


Авторы

Евдокименков В. Н.1*, Ким Р. В.2**, Векшина А. Б.3***, Якименко В. А.4****

1. Кафедра 704 «Информационно-управляющие комплексы летательных аппаратов»,
2. Кафедра 304 «Вычислительные машины, системы и сети»,
3. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
4. Управление программного обеспечения,

*e-mail: evdokimenkovvn@mai.ru; vnevdokimenkov@gmail.com
**e-mail: romanvkim@yandex.ru
***e-mail: mopy_ann@mail.ru
****e-mail: whyacehka@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования индивидуальных особенностей управляющих действий летчиков при выполнении посадочных режимов с использованием аппаратно-программного симулятора самолета МиГ-АТ. Показано, что летчику присуща индивидуальная манера управления самолетом при выполнении посадочного режима, которая статистически достоверно проявляется в значениях параметров состояния системы «самолет — летчик». Эта присущая летчику манера управления может быть описана с помощью индивидуально-адаптированной нейросетевой модели, которая для любого произвольного момента выполнения посадочного режима устанавливает характерную для конкретного летчика связь между текущим вектором состояния системы «самолет-летчик» и прогнозируемой точностью приведения самолета на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

Ключевые слова

нейронная сеть, модель действий летчика, система поддержки действий летчика

Библиографический список

  1. Базлев Д.А., Евдокименков В.Н, Ким Н.В, Красильщиков М.Н. Концепция построения бортовой информационно-экспертной системы поддержки действий летчика в особых ситуациях полета //Вестник компьютерных и информационных технологий. 2007. № 1. С. 10 — 25.

  2. Базлев Д.А., Евдокименков В.Н, Красильщиков М.Н. Построение характеристических множеств для индивидуально-адаптированной поддержки летчика при выполнении типовых полетных режимов // Известия РАН. Теория и системы управления. 2008. № 4. С. 97 — 108.

  3. Красильщиков М.Н., Евдокименков В.Н., Базлев Д.А. Индивидуально-адаптированные бортовые системы контроля технического состояния самолета и поддержки управляющих действий летчика. — М.: Изд-во МАИ, 2011. — 438 с.

  4. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. — 174 с.

  5. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом // Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 3 — 5.

  6. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. Множественная регрессия. — М.: Диалектика, 2007.

  7. Хайкин С. Нейронные сети. Полный курс. 2-е издание: Пер. с англ. — М.: ИД «Вильямс», 2006.

  8. Уоссермен Ф. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика. — М.: Мир, 1992.



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024