Авиационная и ракетно-космическая техника
Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов
Авторы
*, , **,Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: zaichik@tsagi.ru
**e-mail: yuyash@yandex.ru
Аннотация
Представлены результаты недавно проведенных экспериментальных исследований влияния характеристик загрузки рычага управления, таких, как градиент загрузки и демпфирование, на параметры модели летчика. Анализ влияния проводится на основе частотных характеристик модели летчика, идентифицированных в задаче компенсаторного слежения по крену. Анализ показал, что изменение градиента загрузки влияет на частотную характеристику нейромышечной системы летчика, демонстрируя тем самым адаптацию летчика к изменению усилий на рычаге управления. Благодаря этому частота среза разомкнутой системы рука-рычаг остается постоянной для градиентов загрузки, оцениваемых летчиками как оптимальные. Демпфирование загрузки не оказывает заметного влияния на частотные характеристики системы рука-рычаг.
Ключевые слова
система загрузки, рычаги управления, градиент загрузки, демпфирование, модель летчика, система рука-рычаг, нейромышечная системаБиблиографический список
-
McRuer D.T., Magdaleno R.E. Experimental validation and analytical elaboration for models of the pilots neuromuscular subsystem in tracking tasks. NASA Contractor Report 1757. 1971. 81 p.
-
Hess R.A. Analyzing manipulator and feel system effects in aircraft flight control // IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics. 1990. Vol. 20. No.4, pp. 923-931.
-
Mitchell D.G., Aponso B.L., Klyde D.H. Effects of cockpit lateral stick characteristics on handling qualities and pilot dynamics. NASA CR-4443. 1992, 208 p.
-
Mitchell D.G., Hoh R.H., Aponso B.L., Klyde D.H. Proposed incorporation of mission-oriented flying qualities into MIL-STD-1797A. Air Force Dynamics Directorate WL-TR-94-31621, 1994, 450 p.
-
Van Paassen M.M. Modelling the neuromuscular system for manual control // 9th European Annual Conference on Human Decision Making and Manual Control. 1990, pр. 221-226.
-
Van Paassen M.M., van der Vaart J.C., Mulder J.A. Model of the neuromuscular dynamics of the human pilots arm // Journal of Aircraft. 2004. Vol. 41. No. 6, pp. 1482-1490.
-
Ефремов А.В., Оглоблин А.В. Прогресс в исследованиях системы самолет – летчик // Вестник Московского авиационного института. 2005. Т. 12. № 2. С. 18-29.
-
Johnston D.E., Aponso B.L. Design considerations of manipulator and feel system characteristics in roll tracking. NASA-CR-4111. 1988, 238 p.
-
Lee B.P., Rodchenko V.V., Zaichik L.E. An approach to feel system characteristics selection // AIAA Paper Nо. 2004-5362.
-
Zaichik L.E., Perebatov V.S., Rodchenko V.V., Lee B.P. Criterion to select roll control sensitivity of transport aircraft with a wheel // AIAA Paper No. 2004-5361.
-
Watson D.C., Schroeder J.A. Effects of stick dynamics on helicopter flying qualities // AIAA Paper No. 1990-3477.
-
Rodchenko V.V., Zaichik L.E., Yashin Y.P. Similarity criteria for manipulator loading and control sensitivity characteristics // Journal of Guidance, Control and Dynamics. 1998. Vol. 21. No. 2, pp. 307-314.
-
Zaichik L.E., Yashin Y.P., Desyatnik P.A., Perebatov V.S., Smaili H. Effect of manipulator feel system characteristics on HQ of aeroelastic aircraft // AIAA Paper No. 2013-4507.
-
Neal T.P., Smith R.E. Development of a flying qualities criterion for the design of fighter flight control systems // AIAA Paper No. 1970-927, pp. 1-12.
-
Ефремов А.В., Оглоблин А.В., Предтечеснкий А.Н., Родченко В.В. Летчик как динамическая система. – М.: Машиностроение, 1992. – 336 с.
-
Efremov A.V., Rodchenko V.V., Boris S.Y. et al. Investigation of pilot induced oscillation tendency and prediction criteria development // Air Force Dynamics Directorate. WL-TR-96-3109. 1996.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |