Авиационная и ракетно-космическая техника
Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2019-4-66-80
Авторы
*, **Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: eskolyshev@gmail.com
**e-mail: a_krapivko@tsagi.ru
Аннотация
Рассматриваются экспериментальные методы определения динамических характеристик опор шасси самолета: резонансных частот, коэффициентов демпфирования и резонансных форм колебаний по результатам наземных частотных испытаний опор шасси. Описаны методы и алгоритмы определения резонансных характеристик основных тонов колебаний опор шасси: кручения, бокового и продольного изгиба опоры по измеренным в характерных точках конструкции амплитудно-фазовым частотным характеристикам (АФЧХ). Резонансные частоты, формы и декременты колебаний, определяются с использованием частотных передаточных функций (динамических податливостей и динамических жесткостей). Приводятся типовые схемы расстановки акселерометров и схемы расположения возбудителей колебаний. Описанные методы получения динамических характеристик развиты на базе многолетнего опыта проведения наземных частотных испытаний опор шасси различных самолетов специалистами ЦАГИ.
Ключевые слова:
опоры шасси, шимми, резонансные характеристики, наземные частотные испытания, АФЧХ, передаточные функцииБиблиографический список
-
Krüger W, Besselink I, Cowling D, Doan D.B., Kortüm W, Krabacher W. Aircraft landing gear dynamics: simulation and control // Vehicle System Dynamics. 1997. Vol. 28. No. 2-3, pp. 119-158. DOI: 10.1080/00423119708969352
-
Крапивко A.B. К развитию расчетных методов исследования безопасности самолета от шимми колес опор шасси // Труды ЦАГИ. Вып. 2727. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2013. – 200 с.
-
Krapivko A.V., Zadonskay V.N., Kolyshev E.S., Paryshev S.E., Dubovsky E.A. Experimental methods of studying of dynamic characteristics of airplane landing gear // International Forum on Aeroelasticity and Structural Dynamics (IFASD 2015) (Saint Petersburg, Russia 28 June – 2 July 2015). – NY: Curran Associates Inc., 2016, pp. 1263–1283.
-
Krapivko A.V., Zadonskay V.N., Kolyshev E.S., Paryshev S.E., Dubovsky E.A. Experimental methods of studying of dynamic characteristics of airplane landing gear // International Forum on Aeroelasticity and Structural Dynamics (IFASD 2015) (Saint Petersburg, Russia 28 June – 2 July 2015). – NY: Curran Associates Inc., 2016, pp. 1263–1283.
-
Карклэ П.Г., Малютин B.A., Мамедов O.C., Поповский B.H., Смотров A.B., Смыслов В.И. О современных методиках наземных испытаний самолетов в аэроупругости// Труды ЦАГИ. Вып. 2708. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2012. – 35 с.
-
Жаров E.A., Смыслов В.И. О точности измерения параметров собственных колебаний летательных аппаратов при резонансных испытаниях // Труды ЦАГИ. Вып. 2219. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1984. С. 60–74.
-
Смыслов В.И. Некоторые вопросы методики многоточечного возбуждения при экспериментальном исследовании колебаний упругих конструкций // Ученые записки ЦАГИ. 1972. Т. 3. № 5. С. 110-118.
-
Пронин М.А., Рябыкина Р.В., Смыслов В.И. Экспериментальное исследование вынужденных колебаний самолета при отрыве лопатки двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 2. С. 51-60.
-
Фершинг Г. Основы аэроупругости; Пер. с нем. К.Ф. Плитта. – М.: Машиностроение, 1984. – 599 с.
-
Авиационные правила. Ч. 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории / Межгосударственный авиационный комитет. – М.: ЛИИ им. М. М. Громова, 1994. – 321 с.
-
Микишев Г.Н., Рабинович Б.И. Динамика тонкостенных конструкций с отсеками, содержащими жидкость / Под ред. А.Ю. Ишлинского. – М.: Машиностроение, 1971. – 563 с.
-
Смыслов В.И. К истории модальных испытаний ЛА в ЦАГИ // Труды ЦАГИ. Вып. 2738. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2013. С. 245-255.
-
Боксер В.Д. и др. ЦАГИ – основные этапы научной деятельности, 1968-1993. – М.: Физматлит, 1996. 574 c.
-
Челомей В.Н. Вибрации в технике: Справочник: В 6-ти т. – М.: Машиностроение, 1981. – Т. 5. Измерения и испытания / Под ред. М.Д. Генкина. Гл. XV. Определение характеристик собственных колебаний. С. 330-348.
-
Хейлен В., Ламменс С., Сас П. Модальный анализ: теория и испытания; Пер. с англ. / Под ред.И. Смыслова. — М.: Новатест, 2010. — 319 с.
-
Randall R. Frequency Analysis. — Brüel & Kiær, 1987. 344 с.
-
Семенова А.С., Зубко А.И. Исследование технического состояния межроторного подшипника на вибродиагностическом стенде СП-180М после прохождения ресурсных испытаний // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 2. С. 126-138.
-
Зиченков М.Ч., Ишмуратов Ф.З., Кузнецов А.Г. Исследование совместного влияния гироскопических сил и конструкционного демпфирования на характеристики флаттера крыла аэроупругой модели EuRAM // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 86-95.
-
Грачев Н.Н. Анализ обеспечения стабильности характеристик электромеханического преобразователя в условиях полетов летательных аппаратов в верхних слоях атмосферы // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. 207-215.
-
Терешкин В.М. Теоретическое обоснование возможности снижения вибраций электромагнитного происхождения в пятифазной машине переменного тока по сравнению с трехфазной машиной // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 229-239.
-
Хмельницкий Я.А., Салина М.С., Катаев Ю.П. Динамический расчет солнечных батарей космических аппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 52-60.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |