Локализация источников шума в гермокабине самолета RRJ-95 сферической микрофонной решеткой. Часть 2. Пассажирский салон

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


DOI: 10.34759/vst-2020-3-60-72

Авторы

Мошков П. А.1*, Василенков Д. А.2**, Рубановский В. В.1***, Строганов А. И.2****

1. Филиал ПАО «Яковлев» — «Региональные самолёты», ул. Ленинская Слобода, 26, с. 5, Москва, 115280, Россия
2. Сименс Индастри Софтвер, СИСВ, ул. Б.Татарская, 9, Москва, 115184, Россия

*e-mail: moshkov89@bk.ru, p_moshkov@ssj.irkut.com
**e-mail: dmitri.vasilenkov@siemens.com
***e-mail: V_Rubanovsky@scac.ru
****e-mail: alexey.stroganov@siemens.com

Аннотация

Дан краткий обзор механизмов генерации шума в салонах пассажирских самолетов. Представлены результаты локализации и ранжирования источников шума в пассажирском салоне экспериментального самолета RRJ—95 с применением сферической решетки Simcenter Solid Sphere 3DCAM78. Получены карты локализации для суммарного взвешенного по шкале А стандартного шумомера уровня звукового давления в диапазоне частот 20–5000 Гц. Звуковое поле в салоне самолета является сложным по своей структуре и, за исключением салона бизнес-класса, несимметричным относительно главной оси, что связано с особенностями работы системы кондиционирования и вентиляции воздуха, а также наличием дополнительных источников шума, нехарактерных для серийных воздушных судов. Это – дополнительное излучение от оборудования, расположенного в хвостовой части салона, локальные зоны увеличения уровней шума вследствие наличия зазоров между панелями интерьера и при их отсутствии. Показано, что увеличение звукоизоляции фюзеляжа в хвостовой части салона за счет установки панели интерьера в полетных условиях составляет ~2 дБА.

Ключевые слова:

гражданские самолеты, акустические испытания, микрофонная решетка, сферический бимформинг, шум в салоне, карта локализации источников шума

Библиографический список

  1. Мошков П.А. Проблемы проектирования гражданских самолетов с учетом требований по шуму в салоне // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 4. С. 28–41. DOI: 10.34759/vst-2019-4-28-41

  2. Копьев В.Ф. Традиции и перспективы акустических исследований в ЦАГИ // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 11. С. 60-69.

  3. Дутов А.В., Сыпало К.И., Топоров Н.Б. Управление созданием научно-технического задела в авиастроении с использованием ситуационного моделирования // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 11. С. 77–86.

  4. Дутов А.В., Сыпало К.И., Топоров Н.Б., Нестеров В.А. Концепция построения комплекса поддержки принятия решений при формировании научно-технического задела в авиастроении // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2018. № 4(104). С. 23–30.

  5. Самохин В.Ф., Мунин А.Г., Кузнецов В.С. Экология предъявляет свои требования гражданской авиации // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2009. № 1. С. 9–13.

  6. Дмитриев В.Г., Мунин А.Г., Самохин В.Ф., Чернышев С.Л. О приоритетах в гражданской авиации // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2009. № 10. С. 15–22.

  7. Анисимов К.С., Кажан Е.В., Курсаков И.А., Лысенков А.В., Подаруев В.Ю., Савельев А.А. Разработка облика самолета с использованием высокоточных методов вычислительной аэродинамики и оптимизации // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 2. С. 7-19.

  8. Мошков П.А., Василенков Д.А., Рубановский В.В., Строганов А.И. Локализация источников шума в гермокабине самолета RRJ-95 сферической микрофонной решеткой. Ч. 1. Кабина экипажа // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 2. С. 37–51. DOI: 10.34759/vst-2020-2-37-51

  9. Лавров В.Н., Мошков П.А., Попов В.П., Рубановский В.В. Исследование и снижение шума в кабине экипажа самолета RRJ-95 // Шестая Открытая Всероссийская (XVIII научно-техническая) конференция по аэроакустике (22-27 сентября 2019, Звенигород): Сборник тезисов докладов. – М.: ЦАГИ, 2019. С. 241-242.

  10. Lavrov V., Moshkov P., Popov V., Rubanovskiy V. Study of the Sound Field Structure in the Cockpit of a Superjet 100 // 25th AIAA/CEAS Aeroacoustics Conference. 2019. AIAA Paper No. 2019-2726. DOI: 10.2514/6.2019-2726

  11. Абдрашитов Р.Г., Архиреева Е.Ю., Даньков Б.Н., Меньшов И.С., Северин А.В., Семенов И.В., Требунских Т.В. Механизмы нестационарных процессов в протяженной каверне // Ученые записки ЦАГИ. 2012. Т. XLIII. № 4. С. 39–56.

  12. Дубень А.П., Жданова Н.С., Козубская Т.К. Численное исследование влияния дефлектора на аэродинамические и акустические характеристики турбулентного течения в каверне // Известия Российской академии наук. Механика жидкости и газа. 2017. № 4. С. 113–124. DOI: 10.7868/S0568528117040107

  13. Semiletov V.A., Yakovlev P.G., Karabasov S.A., Faranosov G.A., Kopiev V.F. Jet and jet–wing noise modelling based on the cabaret miles flow solver and the Ffowcs Williams—Hawkings method // International Journal of Aeroacoustics. 2016. Vol. 15.

  14. No. 6-7, pp. 631–645. DOI: 10.1177/1475472X16659387

  15. Samokhin V., Moshkov P., Yakovlev A. Analytical model of engine fan noise // Akustika. 2019. Vol. 32, pp. 168–173.

  16. Беляев И.В., Зайцев М.Ю., Копьев В.Ф., Остриков Н.Н., Фараносов Г.А. Исследование влияния угла отклонения закрылка на шум взаимодействия двухконтурной струи и стреловидного крыла в спутном потоке // Акустический журнал. 2017. Т. 63. № 1. С. 17–29. DOI: 10.7868/S0320791916060022

  17. Голубев А.Ю. Пространственно-временная структура неоднородных полей пульсаций давления на поверхности самолета: Автореф. дис. канд. техн. наук. – Пермь: ПНИПУ, 2016. – 32 с.

  18. Аксенов А.А., Гаврилюк В.Н., Тимушев С.Ф. Численное моделирование тонального шума вентиляторов компьютерных устройств и систем кондиционирования // Акустический журнал. 2016. Т. 62. № 4. С. 442–450. DOI: 10.7868/S0320791916040018

  19. Баженова Л.А. Источники шума аэродинамического происхождения в воздуходувных машинах // Акустический журнал. 2018. Т. 64. № 3. С. 369-378. DOI: 10.7868/S0320791918030024

  20. Танонин М.С., Костромитинов С.В. Опыт борьбы с шумом в пассажирском салоне самолета ТУ-204 с VIP-компоновкой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2018. Т. 20. № 4(3). С. 362–369.

  21. Бакланов В.С. Роль структурного шума в гермокабине самолета от вибрационного воздействия двигателей нового поколения // Акустический журнал. 2016. Т. 62. № 4. С. 451-456. DOI: 10.7868/S0320791916040043

  22. Мошков П.А., Самохин В.Ф., Яковлев А.А. Проблемы снижения шума, создаваемого на местности самолетами с турбовинтовентиляторными двигателями // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2018. № 4. С. 126–128.

  23. Самохин В.Ф., Мошков П.А. Исследование шума биротативного винтовентилятора в статических условиях // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2020. № 1. С. 117–120.

  24. Горбовской В.С., Кажан А.В., Кажан В.Г., Шенкин А.В. Расчетные исследования тяговых характеристик сопла сверхзвукового пассажирского самолета с помощью методов вычислительной газовой динамики // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 4. С. 7-16. DOI: 10.34759/vst-2019-4-7-16

  25. Scamoni F., Piana E.A., Scrosati C. Experimental evaluation of the sound absorption and insulation of an innovative coating through different testing methods // Building Acoustics. 2017. Vol. 24. No. 3, pp. 173–191. DOI: 10.1177/1351010X17728596

  26. Зверев А.Я., Черных В.В. Определение акустической эффективности материалов и конструкций в лабораторных и натурных условиях. Ч. 1. Звукопоглощение и звукоизоляция // Ученые записки ЦАГИ. 2018. Т. 49. № 8. С. 40–55.

  27. Бобровницкий Ю.И., Томилина Т.М., Бахтин Б.Н., Гребенников А.С., Асфандияров Ш.А., Карпов И.А., Ким А.А. Лабораторная установка для исследования звукопоглощающих покрытий из метаматериалов при скользящем распространении звука и влияние типа источника на их эффективность // Акустический журнал. 2020. Т. 66. № 3. С. 332–341. DOI: 10.31857/S0320791920030016

  28. Abdrashitov R., Golubev A. Identification of sources of noise in the cabin and the definition of the local passage of sound energy through fuselage based on the results of in-flight measurements of the Superjet // 21st AIAA/CEAS Aeroacoustics Conference. AIAA Paper No. 2015-3114. 2015. DOI: 10.2514/6.2015-3114

  29. Hu N., Buchholz H., Herr M., Spehr C., Haxter S. Contributions of Different Aeroacoustic Sources to Aircraft Cabin Noise // 19th AIAA/CEAS Aeroacoustics Conference (27-29 May 2013, Berlin, Germany). AIAA Paper. No. 2013-2030. DOI: 10.2514/6.2013-2030

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024