Оптимизация характеристик управляемости в путевом канале управления современного высокоавтоматизированного самолета

Авиационная и ракетно-космическая техника

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов


Авторы

Десятник П. А.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

e-mail: desiatnik_pavel@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются ранее разработанные критерии управляемости самолета в путевом канале управления, и проводится их анализ с точки зрения применимости к современному пассажирскому самолету с развитой автоматикой. Разработана методика оценки динамических характеристик высокоавтоматизированного самолета и способы устранения резкой реакции, возникающей из-за неудовлетворительных динамических характеристик. Разработаны методики определения оптимальных характеристик чувствительности управления в путевом канале и характеристик взаимосвязи движений рыскания и крена при управлении педалями.

Ключевые слова

характеристики управляемости, высокоавтоматизированный самолет, путевой канал, чувствительность управления

Библиографический список

  1. Кофман В.Д., Полтавец В.А., Мулкиджанов И.К. Уроки авиационных происшествий // Вестник Московского авиационного института. 2005. Т. 12. № 2. С. 62-71.

  2. Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В. Динамика продольного и бокового движения. – М.: Машиностроение, 1979. – 352 с.

  3. Гуськов Ю.П., Загайнов Г.И. Управление полетом самолетов. – М.: Машиностроение, 1991. – 272 с.

  4. Ефремов А.В., Коровин А.А. Модификация критериев оценки пилотажных характеристик и явления раскачки самолета летчиком // Труды МАИ. 2012. № 55. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=30131

  5. In-Flight Separation of Vertical Stabilizer, American Airlines Flight 587, Airbus Industry A300-605R, N14053, Belle Harbor, New York, November 12, 2001. Aircraft Accident Report NTSB/AAR-04/04 (Washington, DC: NTSB, 2004), 212 p.

  6. Lee B., Zaichik L., Rodchenko V., Perebatov V. Analysis of Requirements for Directional Dynamics // AIAA-2006-6497, AIAA AFM Conference, Keystone, CO, USA, 2006.

  7. Lee B., Zaichik L., Rodchenko V., Perebatov V. Criteria To Select Directional Control Sensitivity // AIAA-2005-6033, AIAA AFM Conference, San-Francisco, CA, USA, 2005.

  8. Десятник П.А., Зайчик Л.Е., Перебатов В.С., Яшин Ю.П. Критерии выбора оптимальной чувствительности управления педалями магистрального самолета // XXIII научно-техническая конференция по аэродинамике: Сборник тезисов. – М.: ЦАГИ, 2012. С. 93-94.

  9. Десятник П.А. Критерии выбора оптимальной чувствительности управления для современных магистральных самолетов // 13-я Международная конференция «Авиация и космонавтика 2014»: Сборник тезисов. – М.: МАИ, 2014. С. 318-319.

  10. Десятник П.А. Критерий выбора оптимальных величин поперечной статической устойчивости самолета в задаче захода на посадку // Ученые записки ЦАГИ. 2015. Т. XLVI. № 7. С. 42-54.

  11. Десятник П.А. Моделирование на пилотажном стенде резкой реакции самолета в путевом канале управления // Ученые записки ЦАГИ. 2010. Т. XLI. № 4. С. 79-85.

  12. Десятник П.А., Козяйчев А.Н., Кузьмин П.В. Оценка характеристик управляемости современного высокоавтоматизированного пассажирского самолета в путевом канале управления // XXVI научно-техническая конференция по аэродинамике: Сборник тезисов. – М.: ЦАГИ, 2015. С. 109.

  13. Hodgkinson J. Aircraft Handling Qualities // AIAA Education Series, 1998, p. 246.

  14. Десятник П.А., Козяйчев А.Н. Оценка различных способов обеспечения оптимальной взаимосвязи движения крена и рыскания современного высокоавтоматизированного магистрального самолета // XXV научно-техническая конференция по аэродинамике: Сборник тезисов. – М.: ЦАГИ, 2014. С. 114-115.

  15. Кувшинов В.М., Анимица О.В. Программный комплекс FlightSim для моделирования и анализа динамики самолета с системой управления в среде MATLAB/Simulink // Техника Воздушного Флота.2004. Т. LXXVIII. № 1 (666). C. 1-10.

  16. Кувшинов В.М., Анимица О.В. Программный комплекс FlightSim – современное средство моделирования и анализа динамики ЛА с системами управления // Труды ЦАГИ. 2011. Вып. 2699. С. 34-44



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024