Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Авторы
*, **, ***Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ЦИАМ, Авиамоторная ул., 2, Москва, 111116, Россия
*e-mail: NikOf@ciam.ru
**e-mail: selivanov@ciam.ru
***e-mail: yaezrokhi@ciam.ru
Аннотация
Представлены результаты исследований по формированию оптимального облика силовой установки (СУ) на основе турбопрямоточного двигателя (ТПД) с тандемным расположением контуров для перспективного высокоскоростного самолета (ВС). Изложена структура основных блоков, входящих в программно-вычислительный комплекс (ПВК), используемый при расчете характеристик ВС, а также проведено тестирование разработанного блока многокритериальной многофакторной оптимизации проектных параметров СУ с ТПД в составе ВС на примере семипараметрической трехкритериальной задачи, целевыми функциями которой являлись до- и сверхзвуковые дальности полета на оптимальной высоте и потребная для прерванного-продолженного взлета длина взлетно-посадочной полосы (ВПП). Представлена процедура проведения оптимизационных исследований, направленных на формирование оптимального облика СУ, которая включает: подготовку исходных данных, параметрические исследования, оптимизацию, постоптимизационный анализ и выдачу рекомендаций. С использованием аппарата нечётких множеств и «функций оптативности» из полученного в результате оптимизации набора Парето-оптимальных решений отобраны варианты самолетов, имеющие наиболее высокий уровень привлекательности.
Ключевые слова
высокоскоростной самолет, турбопрямоточный двигатель, математическое моделирование двигателя, оптимизация параметров силовой установки, летно-технические характеристики, аппарат нечетких множествБиблиографический список
-
Lockheed SR-72, https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_SR-72
-
Перспективный самолет-разведчик SR-72, https://topwar.ru/46614-perspektivnyy-samolet-razvedchik-sr-72.html
-
Летчик-испытатель: МиГ-41 должен развивать скорость до 4,3 Маха, https://topwar.ru/40529-letchik-ispytatel-mig-41-dolzhen-razvivat-skorost-do-43-maha.html
-
Будущее авиации. Перспективные проекты самолетов и вертолетов, https://geektimes.ru/post/278482
-
Международный проект сверхзвукового пассажирского самолета с участием России RUMBLE, http://www.tsagi.ru/pressroom/news/3497
-
Дружинин Л.Н., Швец Л.И., Ланшин А.И. Математическое моделирование ГТД на современных ЭВМ при исследовании параметров и характеристик авиационных двигателей // Труды ЦИАМ. 1979. № 832. – 45 с.
-
Осипов Б.М., Титов А.В., Тунаков А.П., Хамзин А.С., Явкин В.Б. Автоматизированное проектирование двигателей: Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. – 166 с.
-
Ахметзянов Д.А., Горюнов И.М., Кривошеев И.А. и др. Термогазодинамический анализ рабочих процессов ГТД в компьютерной среде DVIGw: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2003. – 162 с.
-
Visser W.P.J. and Broomhead M.J. GSP: A generic object-oriented gas turbine simulation environment // Nationaal Lucht – en Ruimtevaartlaboratorium, 2000, 20 p. URL: http://hdl.handle.net/10921/839
-
Kurzke J. Calculation of Installation Effects Within Performance Computer Programs // AGARD Lecture Series – Steady and Transient Perfor mance Prediction of Gas Turbine Engines, 1992, 19 p. (183 p.).
-
Jeschke P., Kurzke J., Schaber R. and Riegler C. Preliminary Gas Turbine Design Using the Multidisciplinary Design System MOPEDS // Journal of Engineering for Gas Turbine and Power. 2004. Vol. 126. No 2, pp. 258-264. DOI: 10.1115/1.1639009
-
Платунов В.С. Методология системных военно-научных исследований авиационных комплексов. – М.: Дельта, 2005. – 344 с.
-
Луковников А.В. Концептуальное проектирование силовых установок летательных аппаратов в многодисциплинарной постановке // Вестник Московского авиационного института. 2008. Т.15. № 3. C. 34-43.
-
Performance Prediction and Simulation of Gas Turbine Engine Operation for Aircraft, Marine, Vehicular, and Power Generation – RTO technical report, NATO TR-AVT-036 (North Atlantic Treaty Organization, Applied Vehicle Technology). February 2007.
-
Описание программы APP (Aircraft Performance Program) по определению ЛТХ самолета, 2011, http://www.darcorp.com/Software/APP/Documents/APP_ReleaseNotes_Dec11.pdf
-
Нечаев Ю.Н. Силовые установки гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов. – М.: Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, 1996. – 213 с.
-
Селиванов О.Д., Дулепов Н.П., Харчевникова Г.Д. и др. Поисковые исследования по формированию технического облика силовой установки сверхзвукового административного самолёта с увеличенной крейсерской скоростью // Основные результаты научнотехнической деятельности ЦИАМ (2008). – М.: ЦИАМ, 2009. С. 175-176.
-
Деменченок В.П., Дружинин Л.Н., Пархомов А.Л. и др. Теория двухконтурных турбореактивных двигателей. – М.: Машиностроение, 1979. – 432 с.
-
Эзрохи Ю.А. Моделирование двигателя и его узлов // Машиностроение. Энциклопедия. Самолеты и вертолеты. T.IV-21. – М.: Машиностроение, 2010. Кн. 3 «Авиационные двигатели». С. 341-356.
-
Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Кизеев И.С. Оценка массовых показателей турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой на начальной стадии его проектирования // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 1. С. 26-37.
-
Соболь И.М., Статников Р.Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. – М.: Дрофа, 2006. – 182 с.
-
Фокин Д.Б., Исянов А.М. Исследования по формированию оптимального облика силовой установки перспективного ударного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 4. С. 132-143.
-
Егоров И.Н., Тюленев В.П., Павленко В.Ф. Методы непрямой статистической оптимизации на основе самоорганизации и их использование в оптимизационных задачах авиационных ГТД. – Деп. ВИНИ-ТИ № 2622-В89, 1989.
-
Egorov I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A., Kuptzov S.V. IOSO Optimization Toolkit – Novel Software to Create Better Design // 9th AIAA/ISSMO Symposium on Multidisciplinary Analysis and Optimization (04 – 06 Sep. 2002, Atlanta, Georgia), www.iosotech.com/text/2002_4329.pdf
-
Egorov I.N. Deterministic and stochastic optimization of variable axial compressor // ASME1993 International Gas Turbine and Aeroengine Congress and Exposition, 1993. DOI:10.1115/93-GT-397
-
Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений / Под ред. И.Ф. Шахнова. – М.: Мир, 1976. С.172-215.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |